Вначале была идея…
И это была поистине прекрасная идея. Восстановить заброшенный исторический объект – Петровский док в Кронштадте – и сделать в нем музей подводной археологии. По замыслам инициатора проекта – а это Русское географическое общество – преобразиться должен не только док, но и вся окружающая территория, став частью большого музейного парка.
Грандиозная работа нуждалась в толковом проекте. И вот уже в мыслях архитекторов рождается образ огромного прозрачного купола, который накроет док. Под куполом – витрины с подводными находками и артефактами. И сердце проекта – сам док, залитый водой, под слоем которой – установленные на дне обломки кораблекрушений.
Разработку, визуализацию и архитектурный проект выполнили Архитекторы из мастерской «Чувашев и Партнеры».
Проект теперь нуждался в некоем материальном воплощении, то есть в качественном макете. Все-таки, одно дело видеть идею на бумаге или мониторе, и совсем другое – вживую.
Решено было обратиться к опытным и заслуженным мастерам из Санкт-Петербурга.
Работу по выполнению макета осуществили Столяры из мастерской «Просто Хорошо», Металлисты и стеклодувы из кузни «Лаборатория металла». А так же множество талантливых и опытных мастеров разных специальностей и направлений.
И работа закипела!
Из-за важности проекта заказчик поставил очень узкие временные рамки. У мастеров было всего три недели на масштабную и кропотливую работу. Предстояло сварить сам купол, филигранно вклеить в него сотни крошечных стеклышек, подготовить и состарить модель корабля для подводной части, разместить множество мелких интересных деталей, и еще как-то продумать подсветку макета.
Вся эта работа была хоть и непростой, но понятной. Сложнее оказалось с затопленной частью дока. Бассейн с кораблем не накроешь просто листом стекла – это не даст нужного живого ощущения глубины.
Решено было использовать оптически прозрачную эпоксидную смолу. Она прекрасно имитирует воду и поэтому всегда выручает и моделистов, и макетчиков.
Одна проблема: смола – материал живой, капризный, местами даже коварный. Ее повадки нужно знать очень хорошо, иначе успеха не видать. Да и времени к себе требует.
Поэтому работу по заливке смолой дока с кораблем мастера передали опытному специалисту, и мастеру по созданию всевозможных украшений из эпоксидных смол.
Первые итоги
И вот макет готов! Первое впечатление заказчика - восторг. Все проработано, все детали учтены - вплоть до систем вентиляции корпуса макета и работающих потолочных светильников, а также фигурки посетителей, подводные галереи и все-все-все.
Проблема оказалась лишь одна - смола. Объемная заливка не удалась. Даже опытный мастер не смог уследить за внутренней жизнью полимерного компаунда. Стоило лишь немного превысить высоту заливки, и смола жестоко отомстила. Она запустила в себе цепную экзотермическую реакцию.
Разогрелись и почернели деревянные элементы модели корабля, выпустили из себя внутренний воздух. В заливке образовались помутнения, разводы, огромные бесформенные воздушные пузыри.
Зрелище было довольно интересным и даже завораживающим, но все равно не то. Не вода, и все тут…
Опытные люди поймут, что дело не в огрехах эпоксидного специалиста. А в том, что заливка масштабом около 8 кило - большая редкость. Мало у кого есть такой опыт. Да почти ни у кого нет.
Заказчик попросил исправить ошибку. Как? Этого еще никто не знал.
Опыт, сын ошибок трудных
Поскольку основная часть работ с макетам уже была выполнена, нужно было заново переделать эпоксидный брусок с кораблями. Было принято решение попробовать залить корабли самостоятельно, и научиться работать со смолой. Проделать это предстояло Ивану Розенштейну, одному из мастеров, который участвовал в изготовлении макета, а именно его электрики и подсветке. Это было смелое решение, учитывая что весь его опыт работы с жидкими полимерами ограничивался эпоксидным клеем и углепластиковыми композитами.
“Суха теория, мой друг, но зеленеет древо жизни”. Все началось с теории. Трудно сказать, сколько мегабайт информации мастеру пришлось через себя пропустить. И сколько часов обучающего видео пересмотреть.
Существует масса типов и разновидностей смол и литьевых полимеров: двухкомпонентные, мультимпонентные, эпоксидные, акриловые, полиуретановые, полиэфирные, различные пластики… И у каждого материала свои секреты и особенности использования.
Иван общался с мастерами и экспертами, искал варианты. Его многие отговаривали от этой затеи, слишком уж объемная заливка, слишком большие риски. Он проверял некоторые составы на практике, но они не годились по разным причинам. Например, теряли свойства при вакуумной дегазации, а это значило, что роковых воздушных пузырьков не избежать.
Он искал продавцов специальных жидких полимеров в Европе, в Америке. Милые отзывчивые люди с радостью готовы были продать ему свои замечательные и весьма дорогостоящие составы, но вот только они ничего не гарантировали.
Наконец, решение было принято. Иван остановился на полиэфирной смоле. Вроде как она повела себя хорошо в ходе практических экспериментов, и отвечала требованиям.
Штурмуем новые вершины
Снова нужно готовить модель корабля, взламывать борта, добавлять антураж в виде бочек, монет, пушек, морских водорослей. Вернее, теперь уже двух кораблей - число объектов решили увеличить.
Готовы корабли, готова новая форма. Можно начинать.
Замешивается первая небольшая порция полиэфирки - и… мастерская наполняется жуткими едкими испарениями, от которых даже респиратор не спасает. Тем не менее работа продолжается. Слой за слоем полиэфирный материал наполняет форму.
Все идет хорошо. Проблемы начались на четвертом слое. Смола повела себя как уран - при критической массе запустила реакцию.
Форма жутко разогрелась. Корабли начали гореть и дымиться - дым вырывается из щелей в заливке. И снова этот жуткий запах. Заливка похрустывает, потом уже трещит, живет своей химической жизнью. Мастер и его помощники пытаются залить трещины новыми порциями состава, но столбы серого дыма поднимаются над заливкой…
Настало утро. Позади бессонная ночь, и уже ясно, что заливка снова не удалась. Колоссальные силы, время и деньги потрачены впустую. Ни о какой прозрачности и речи нет…
Истина где-то рядом
И опять поиск, звонки, контакты, разговоры, ничего не обещающие бизнес-предложения. Финляндия, Германия, Франция, Америка… Неужели во всем мире не найдется материала, который подойдет для решения проблемы?
Но вдруг приходит совершенно неожиданная информация. Оказывается в 10 минутах езды офис питерской фирмы “Эпоксимакс”. Которая производит прозрачную смолу “Epoximaxx Decor”, предназначенную как раз для заливок большого объема.
Уже ни во что не веря, Иван приезжает в офис. Там на его глазах смешивают полтора килограмма компаунда, заливают в простое ведро… ничего не горит, не кипит, не дымит. И не воняет, что важно. И прекрасно дегазируется. Эта смола работает!
Финальный шаг к успеху
На этот раз мастер применил весь свой опыт, а его было накоплено немало. Теперь форма была сделана из нержавейки для лучшего отвода тепла. Модели кораблей заранее пропитаны смолой и обработаны в вакуумной камере. Теперь никаких пузырей!
Правильный стратегический подход мастера, и соблюдение массы условий, гарантирующих успех, только в совокупности, и множество учтенных мелочей, должны были дать свои плоды.
Неделя на поэтапную заливку, еще пара дней на финальную полимеризацию. Затем день на шлифовку и полировку. И вот макет представлен заказчику. Впечатление - потрясение! Такой волшебной, прозрачной и объемной глубины, проработки деталей, чистоты заливки, кажется, никто не ожидал.
В заключение
Эпоксидка. Эпоксидная смола и ее разновидности начали производиться и применяться около 100 лет назад. За это время ее свойства улучшались, а сферы применения становились все шире.
Сейчас, когда появились удобные, качественные и не слишком дорогие составы, полимерный литьевой материал захватывает мир. Его применяют и конструкторы, и моделисты, и макетчики, и ювелиры, и еще многие другие мастера.
Нужно искать индивидуальный подход для решения каждой задачи, потому что универсального решения, в работе со смолой, просто не существует. Именно поэтому ее используют лишь в маленьких объемах, и не рискуют с большими заливками.
Вывод. Ищите и находите правильные материалы, и применение их по назначению, и обязательно соблюдайте интсрукцию от производителя, в ней много полезного.
Мастер проекта Иван Леонидович ссылка на профиль в Vkontake https://vk.com/id336203899